Прасковеевка. Из истории села.

Прасковеевская щель представляет собой один из самых живописных уголков природы Северного Кавказа. Удаленность от крупных городов дает возможность сохранять нетронутой дикую природу и чистый пляж.

Основной достопримечательностью этих мест является легендарная скала "Парус", получившая свое название за свою схожесть с отплывающим от берега моря в необъятные просторы одинокого паруса. "Что ищет он в стране далекой?...".

Само село, давшее название щели, в которой оно расположено, находится в 6 км от берега и до него можно добраться пешком или на автобусе, проделав путь по асфальтированной дороге (асфальтирована в 2001-2006 г.г.), проходящей между расположенными у подножья гор виноградниками.

О ПРАСКОВЕЕВКЕ НА ЭТОМ САЙТЕ

1. О Прасковеевке
        1.1. Из истории села. Общие сведения.
        1.2. Административное подчинение
        1.3. Скала "Парус"
        1.4. Застава
        1.5. Места отдыха
        1.6. Флора и фауна

2. Прасковеевка в жизни России
        2.1. Прасковеевка в прессе
        2.2. Прасковеевка в киноискусстве

3. История этих мест
        3.1. Этногенез: Понтийские греки (урумы). Кто они?
        3.2. История греческих поселений на Кубани

4. Фотоальбом
        4.1. Фотоальбом села
        4.2. Фотоальбом скалы "Парусная"

 
Ранее эти места населяли черкесы, изгнанные отсюда царским правительством еще 1863 году, однако их, могилы, которые частенько можно встретить в горах, не дают покоя искателям сокровищ и поныне. К их превеликому сожалению стоит отметить, что сокровищ в этих местах нет, однако предметы черкесского быта найти действительно можно. Пролежав в земле не одну сотню лет, они сохранили свою прочность и при нормальном уходе служат своим новым хозяевам и поныне.

Село Прасковеевка было основано греками, бежавшими из Турции в Россию во время русско-турецкой войны (1877-1878 г.). Они предпочитали селиться ближе к морю, и село возникло в 6 км от берега. По местным преданьям возникновение такого названия связано с тем, что первой в этих местах поселилась женщина, которую звали Прасковья, ее хутор назвали Прасковьевым, и селение, которое затем возникло на его месте – Прасковеевка, однако по другой версии название села произошло от прасковьего дня – момента основания поселения.

В 1896 году Прасковеевка становится селом в связи с постройкой в ней церкви "Во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи", которая свое рождение отмечает 11 сентября.

Процесс миграции из Турции продолжался довольно долго, так бабушка одной из коренных жителей села, с которой нам удалось поговорить, Софьи Чаталбаш, Парфена, родилась в Турции и мигрировала сюда незадолго до революции. Таким образом, Прасковеевка возникла как греческое село, его коренные жители вплоть до сегодняшних дней сохранили греческий язык, все они были потомственными земледельцами. Основные культуры - табак и виноград.

На момент краеведческого исследования в селе осталось только 7 коренных семей. Старейшие члены их - Орфаниди Анастассия Афанасьевна, лесник Чаталбаш Иван Григорьевич, Вольбат Павел Петрович, Христофориди Нина Михайловна, Агафангелос Акулина Афанасьевна и Федор Иванович, Говрус Парфена Ставровна. Этнический состав села продолжает скоротечно меняться – дети коренных обитателей здешних мест получают образование в городе и уезжают навсегда из Прасковеевки. Опустевшие дома покупают жители крупных городов и возможно, что свое 150-летие село встретит без единого коренного жителя…

Несмотря на то, что во время исследования нам все же удалось переговорить с коренными обитателями этих мест – фактически никто из них не смог ответить на наши вопросы об истории образования села, дате его возникновения. Основными нашими информаторами стали учительница местной школы, переехавшая сюда в 1946 году и дядя Жора – потомственный житель села в третьем калении.

В прошлом Прасковеевка была довольно крупным селом и вплоть до недавнего времени в ней жили в основном греки. Однако теперь население сильно сократилось, и сейчас в нем больше русских и украинцев, появились беженцы из Грузии - в том числе греки, есть киргизская семья. Причем процесс замены коренных семей выходцами из других мест был наиболее интенсивен последние лет 20 (такое постперестроечное явление в целом характерно для многих сел и населенных пунктов - микротопонимика этих мест стирается, как ластиком - у пришельцев нет знания системы микротопонимов, должны пройти поколения, чтобы земля снова обрела названия).

В годы коллективизации на базе села был создан колхоз, в который входили все близлежащие местности, включая выходившие к морю Молоканову и Красную щели. В качестве органа местного управления в Прасковеевке были организован сельсовет. Контора председателя колхоза находилась около нынешнего современного здания школы.

В 40-х годах доля русского населения Прасковеевки не превышала 15 дворов, расположенных обособленно на пригорке, находящемся практически в центре села. После смерча 1946 года в Красной щели, оставшееся без крова население в большинстве своем переселилось в Прасковеевку, получив пособие от председателя колхоза на строительство нового жилья и обустройство быта. Остальные жители Красной щели постепенно перебрались в город.

1946 год вообще был нелегким в жизни села и хорошо запомнился Нине Михайловне Христофориди. В то время женщины уходили в горы искать желуди, чтобы затем обменять их на пшеницу в Геленджике, куда надо было идти пешком по горным тропам - хороших дорог, автобусного сообщения и света в селе не было вплоть до 70-х годов. Из желудей в Геленджике делали кофе. Работали в то время сельчане без зачета трудодней и отпусков. Дети свои трудом приходили на помощь родителям – необходимо было зарабатывать хлебный паек. В семьях было большое количество детей – у Нины Михайловны был один родной брат Юрий и сводные братьи и сестры Максим, Мария, Александр, Зоя, Иван.

В состав земельных угодий, принадлежавших колхозу, входило 42 гектара виноградников, расположенных от береговой полосы до самого села и дававших 660 тонн винограда в год. Большой урон урожайным показателям было нанесено обнаружением опасного тлевидного вредителя филлоксеры. По воспоминаниям местных жителей, никаких видимых заболеваний винограда они не находили, однако новый агроном, пришедший на работу в колхоз и обнаруживший опасное заболевание настоял на своем – основная часть виноградников в 1957 году была выкорчевана. Это нанесло непоправимый удар по колхозу – на его землях перестали выращиваться многие сорта винограда такие как шашлам, каберне, рислинг, столовый, дамский палец. По данным местных жителей, к 2000 году 20 гектаров угодий, отданных под виноградники, давал не более 30 тонн муската, который в отличие от других сортов является более поздним и вызревает в начале осени.

Также колхоз занимался и выращиванием многих других культур: пшеницы, кукурузы, помидоров, огурцов, фундука (которого заготавливалось до 30 тонн в год). Особенно славился табак марки «Самсон», выращенный на местных полях и имеющий очень крепкий вкус.

С назначением нового председателя колхоза Пантелея Николаевича, люди практически перестали получать заработную плату и жили, довольствуясь собственным хозяйством. Однако, по воспоминаниям местных жителей, деньги в колхозе все же водились – в доме председателя был установлен тяжелый сейф из которого он достаточно редко, только в случае крайней необходимости, выдавалась наличность. Несмотря на такую тяжелую жизнь, никто никогда не занимался воровством с колхозных полей – во-первых, это не позволяло местное воспитание, а во-вторых, малейшие подобные попытки пресекались, а виновные вызывались на собрание колхоза и прилюдно порицались.

Местный житель, дядя Жора, вспоминает, как в начале 50-х годов прошлого века, за взятый лист табака был вызван к председателю сельсовета Константину Константиновичу и в присутствии председателя колхоза обещали «выслать к белым медведям». И только заступничество отца, который был награжден орденом Ленина за поимку 2 шпионов и в связи с чем его слово имело большой «вес» в колхозе, он избежал наказания, но запомнил это урок на всю оставшуюся жизнь.

С назначением нового председателя колхоза жизнь в селе переменилась – жители с удовольствием работали до темна, понимая что их труд будет вознагражден соответствующим образом. Появилась заинтересованность в результатах труда. Средняя зарплата до денежной реформы 1961 года составляла на селе 300-400 рублей, но этого вполне хватало для нормального проживания.

В 60-х годах в село переселилось несколько семей украинцев, окрещенных местными жителями «бендеровцами», которые внесли свою лепту в его историю. Постепенно началось воровство совхозного винограда. Дядя Жора – заядлый охотник – вспоминает, как не раз рано утром заставал новых поселенцев в виноградниках. Сворованный виноград они сдавали оптом в хуторе Джанхот и успевали вернуться в колхоз к началу рабочего дня. Постепенно моральные устои в селе переменились и практически все жители села начали таким образом пользоваться благами колхоза.

Еще одним нововведением, появившемся с приходом в село украинцев, стало изменение карты села – некоторые улицы были перекрыты и на их месте были построены дома новопоселенцев. Таким образом, главная улица села Морская в настоящее время практически не имеет ответвлений в своей центральной части. Подобные беззакония творятся и в новейшей истории села – скупка старых домов и самозахват территорий не особо беспокоят местные власти, поскольку во главу угла поставлен размер суммы, которую готов заплатить новый хозяин в обход закона.

Ранее в Прасковеевке была и собственная колхозная конюшня, остатки которой еще можно созерцать при съезде в село с главной дороги, ведущей к пляжу. После развала колхоза здание конюшни еще некоторое время просуществовало, однако потом было передано в аренду и там стали производить бетонные блоки. Из-за неосторожного обращения с оборудованием, оставленным включенным в ночное время, вспыхнул пожар, вследствие которого здание было полностью уничтожено. В подвалах конюшни также некоторое время существовал и винзавод, состоящих из шести огромных чанов.

Непростой оказалась и судьба храма - в середине 50-х годов XX века он был перепрофилирован и в его здании открылся очаг местной культуры – клуб, в котором собиралась молодежь и показывались художественные фильмы. Переустройство не коснулось внешнего облика здания, но во внутренней его части были сделаны горизонтальные деревянные перекрытия, разделяющие храм на 2 этажа. В конце 90-х годов того же века перекрытия были сняты и церковь обрела свое второе рождение. В начале XXI века храм был отремонтирован и ему был предан подобающий внешний вид, чуть измененный в 2005 году выделением архитектурных особенностей бордовым цветом. В 2006 году был проведен ремонт напольного покрытия.

Священнослужители в храме, после его возрождения, менялись довольно часто – в течение 7 лет сменилось 4 настоятеля. Первые 2 попа один за другим не оправдали возложенных на них надежд, однако третий запомнился сельчанам надолго – он обладал чудесным даром исцеления. Жители села рассказывают случай, когда он даже изгонял дьявола из одной молодой девушки своими молитвами. После 3 сеансов она была излечена. Однако, как всегда все хорошее имеет своих завистников и этот случай не стал исключением – на батюшку была составлена жалоба и отправлена в «соответствующие инстанции». Так приход обрел нового проповедника, а талантливый священнослужитель нашел свое новое пристанище в одном из хуторов близ поселка Горячий ключ.

Время быстротечно… и вот уже Прасковеевка стала бурноразвивающимся курортом. И если совсем недавно, каких-нибудь 10 лет назад, весь сервис заключался в небольшом рыночке в прибрежной зоне, на котором торговали жители села, то сейчас это ряд небольших магазинчиков и кафе. Сам рынок переместился из уютного места, спрятанного от солнца в тени развесистых деревьев, плотно перевитых дикими лианами на неприкрытое место нещадно сжигаемое летним южным солнцем. Количество торговцев сократилось с 10 до 4, да и ассортимент товаров изменился не в лучшую сторону. Раньше на рыночке торговали в основном продукцией собственного производства – выращенной на прасковеевской земле (огурцы и помидоры, лук и семечки, грецкие орехи и фундук, слива, персики, замечательная аджика местного производства и коровье молоко), теперь же торговый ряд наполовину занят привозным товаром, доставляемым из Турции в Новороссийск, причем цены рекордно бьют московские в 1,5-2 раза.

В 2008 году село должно быть газифицировано.
 

 

При подготовке материала использовались
результаты опроса местных жителей,
проведенных туристической группой Трубецкой Н.В.
 

Lexus
литература изготовление сайтов

© 2004-2007 ILVER. Весь контент и фотоматериалы принадлежат автору (за исключением указанных особо) и подпадают под действие авторского права.
При использовании информации ссылка на проект обязательна.