Этногенез: Понтийские греки (урумы)

Греки – один из старейших этносов Кубани. Впервые античные греческие города-государства появились на территории Северного Причерноморья и бассейна Приазовья в 6 в. до н.э. В дальнейшем из них образовалось древнегреческое Боспорское царство.

Город Геленджик в те времена носил название Торик и являлся торговой колонией, через которую осуществлялась торговля со скифскими и меотскими племенами.

Понтийские греки, самоназвание: ромеос (romeoV), ромеи. Турецкое название понтийских греков - "урум", "hорум", "рум"; армянское - "hуйн"; грузинское - "бердзени"; русское - "греки".

О ПРАСКОВЕЕВКЕ НА ЭТОМ САЙТЕ

1. О Прасковеевке
        1.1. Из истории села. Общие сведения.
        1.2. Административное подчинение
        1.3. Скала "Парус"
        1.4. Застава
        1.5. Места отдыха
        1.6. Флора и фауна

2. Прасковеевка в жизни России
        2.1. Прасковеевка в прессе
        2.2. Прасковеевка в киноискусстве

3. История этих мест
        3.1. Этногенез: Понтийские греки (урумы). Кто они?
        3.2. История греческих поселений на Кубани

4. Фотоальбом
        4.1. Фотоальбом села
        4.2. Фотоальбом скалы "Парусная"

 
Предки понтийских греков выходцы с юго-восточного побережья Черного моря - Понта (прибрежная полоса от Синопа до Батуми, вглубь материка по хребту Понтийских гор и гор Джаник). В отечественной этнографической литературе и в некоторых публикациях идеологов понтийского движения используется расширенное толкование этнонима "понтийские греки" (все греческое население циркумпонтийской зоны) применительно к греческим группам, выходцам из центральных районов Восточной Анатолии (Эрзрум, Пасена) и Кападокии. Переселенцы из этих районов селятся на Кавказе, в Крыму, на Балканах практически одновременно и вместе с греками Понта.

Эти группы вместе разделили судьбу транснациональных мигрантов, однако сохранили четкое представление об этнокультурных особенностях, которые их отличают. Самым значительным, но не единственным отличием внутри анатолийских групп греков является их язык - говоры восточноанатолийского диалекта турецкого языка. Поэтому часто для обозначения этих групп используется их турецкий этноним "урумы". Тюркоязычные понтийцы имеют четкую этническую идентичность как греки Понта и отождествляют себя с общепонтийским культурным наследием.

Современные греки – понтийцы переселились на Кубань в XIX в. в основном из турецкой Анатолии. С этого времени до наших дней сохранилась основная хозяйственная ориентация греков: табаководство, виноградарство, торговля.

Понтийские греки составляют большинство в греческой диаспоре России и проживают в крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Новороссийске, Геленджике, Туапсе, Сочи, Ставрополе, Пятигорске, Владикавказе, Томске, Новосибирске, Красноярске, Омске, Иркутске), а также некоторых районах Грузии (в том числе в Абхазии). Немногочисленные группы понтийских греков проживают в Армении (повсеместно смешано с армянами); в Азербайджане и в Украине (в основном в сельских районах Донецкой и Запорожской и бывшей Крымской области), в Казахстане, Узбекистане, Греции, Турции, США, ФРГ, Канаде. Численность понтийских греков не выделяется отдельно по переписи 1989 г. из общего числа греческого населения РФ.

На Северном Кавказе понтийские греки поселились в сельской местности, образовав ряд этноариальных групп:
      1) сочинская группа - с.Высокое, с. Голицыно, с. Лесное, с. Липники, пос.Красная Поляна, с. Вишневка (проживают вместе с русскими);
      2) туапсинская группа (главным образом поселились туркоязычные группы понтийцев бафроли), с. Гунайское, х. Греческий, с. Макопсе, с. Калиновка, х. Гойтх (проживали совместно с амшенскими армянами), пос. Месаджай (совместно с русскими и амшенскими армянами) (не сохранилась);
      3) геленджикская группа - с. Адербиевка, пос. Кабардинка, с. Прасковеевка (проживают смешанно с русскими);
      4) анапская группа - пос. Витязево (преобладает греческое население, проживают также русские и немцы);
      5) крымская группа х. Новокрымск (Греческий), х. Ново-Украинский, с. Мерчанское (проживают смешанно с русскими);
      6) абинско-северская группа - х. Карсский (не сохранился), несколько мелких хуторов в горной зоне (не сохранились), проживают в ст. Северской, ст. Азовской, ст. Ново-Дмитриевской, ст. Калужской, ст. Крепостной, ст. Смоленской, ст. Григорьевской, пос. Холмском, пос. Ильском, г. Абинске вместе с русскими;
      7) горячеключевская группа - с. Фанагорийское и др. (не сохранилась);
      8) апшеронская группа - ст. Куринская (проживают смешанно с русскими), х. Кура-Цеце (греческое население не сохранилось), х. Папазов (не сохранился), х. Акритасов (не сохранился);
      9) майкопско-белореченская группа - ряд мелких хуторов (не сохранилась);
      10) ставропольско-пятигорская группа - с. Хасаут-Греческое, п. Греческий, с. Бекешевка, с. Суворовка, с. Нагут (проживают смешанно с русскими).

Традиционная культура греков – понтийцев в значительной степени отличается от культуры жителей Греции – эллинов. Ведь она испытала на себе влияния народов, среди которых в течение последних веков жили греки – турок и славян. Вместе с тем, в ней сохранились древнейшие языческие элементы, возможно, уходящие корнями в культуру жителей Древней Эллады. Языческим по своему происхождению является, например, отмечающийся в марте праздник «Сирандос». В этот день обязательно готовят «хотар рике» – травяную еду – блюдо из сорока трав. С древним культом огня, как светоносного животворящего начала, связан свадебный обрядовый танец «Винеман». В нём шесть пар молодожёнов с горящими свечами в руках приветствуют и принимают в свой круг новобрачных по завершении свадебного пира. Этот обряд, кстати, в последнее время получает всё большее распространение в современной славянской свадьбе на Кубани. Интересен и своеобразен греческий обряд вызывания дождя: во время засухи дети наряжали в невесту метлу, называли её «Кушкудорей» и с ней ходили по дворам, а из каждого двора участников шествия окатывали ведром воды. По поверью сразу же по окончании этой акции должен был начаться дождь.

Отголоски языческих верований и представлений прослеживаются также в ряде элементов свадебного, родильного, и, в особенности, погребального обрядов кубанских греков-понтийцев.

Сегодня на Кубани проживает около 30 тыс. греков. Это третий по численности после русских и армян этнос Краснодарского края. Большинство греков (около 20 тыс.) проживает в городах и примерно 9 тыс. – в сельской местности. Основными местами компактных поселений греков в крае являются п. Кабардинка, с. Прасковеевка, Адербиевка, Пшада, г. Геленджик, г. Новороссийск, Адлер, с. Витязево, Мерчанское и с. Гавердовское в Адыгее.

В настоящее время развиваются различные формы и направления профессиональной и самодеятельной культуры греков. Особой популярностью у греков-понтийцев пользуется хореографическое искусство.
 

 

Lexus
литература изготовление сайтов

© 2004-2007 ILVER. Весь контент и фотоматериалы принадлежат автору (за исключением указанных особо) и подпадают под действие авторского права.
При использовании информации ссылка на проект обязательна.